О заключении собственниками твердых коммунальных отходов (ТКО) договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором

Согласно части 4 ст. 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора. Таким образом, несмотря на отсутствие в формулировке указанной нормы слова "обязаны", данное правило следует понимать как обязанность собственников отходов по заключению указанных договоров с оператором.
Данная норма существенным образом дополняется положениями ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, вступившей в силу также с 1 января 2016 г., в соответствии с которой, как было сказано выше, собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Известный принцип гражданского права - принцип свободы договора (ч. 1 ст. 421 ГК РФ), в соответствии с которым граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством, в данном случае не применим, поскольку соблюдение принципа свободы вступления в договорные отношения может быть ограничено положениями Гражданского кодекса РФ, иными законодательными актами или добровольно принятым обязательством.
Необходимо также обратить внимание, что упомянутый принцип свободы договора также существенным образом ограничивается правилом, закрепленным в п. 4 ст. 445 ГК РФ, согласно которому в случае, если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом РФ или иными законами заключение договора является обязательным, уклоняется от его заключения, то другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Таким образом, если граждане - собственники ТКО, собственники жилых домов или их частей уклоняются от заключения договора на оказание услуг в сфере обращения с ТКО с региональным оператором, тогда как данная обязанность возложена на них законом, то другая сторона (региональный оператор) вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Уклонение граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах и являющихся собственниками образуемых ими ТКО, от заключения договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, когда такая обязанность закреплена упомянутыми ранее положениями ФЗ "Об отходах производства и потребления" и ЖК РФ, будет иметь признаки состава административного правонарушения, закрепленного в настоящее время ст. 8.2 "Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами" Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ), и, соответственно, будет являться основанием для привлечения данных граждан к административной ответственности уполномоченными органами. В случае если указанными гражданами при отсутствии заключенных договоров на обращение с ТКО нанесен вред земельным участкам в результате нарушения требований по обращению с отходами (например, при накоплении отходов на своих участках или при их несанкционированном складировании в иных местах), они также могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ "Порча земель".
В некоторых случаях отсутствие у граждан - собственников ТКО договоров с региональным оператором на оказание услуг в области обращения с указанными отходами и нарушение правил обращения с отходами (например, при их накоплении на своем земельном участке), обладающее признаками общественной опасности (например, если эти действия (или бездействие) создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, или повлекли загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, или, того хуже, повлекли по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей), могут быть квалифицированы как уголовное преступление, предусмотренное ст. 247 "Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов" Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.
05.07.2018

Система Orphus

Архив новостей

ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       


Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)